Реконструкция швертбота «Бриз», часть 8. Откуда растут мачты?

Продолжение. Начало в этой статье.

Мачты на паруснике растут из мест, специально для этого предназначенных — из степсов. Конструкция степсов бывает разная. Например, если мачта на яхте проходит сквозь палубу/крышу рубки, то достаточно обеспечить ее боковую/продольную фиксацию в степсе, ну и еще, возможно, заблокировать поворот, если мачта круглая. Мачта, устанавливаемая на палубе/рубке обычно подразумевает возможность завала и конструкция степса должна это обеспечивать. Еще есть варианты подвижных степсов, дающих возможность настраивать положение мачты прямо в ходе плавания/соревнований…

Все это хорошо, но что делать, если на твоей лодке в качестве опоры для мачты воткнули пень из бруса 150х150 и сказали, что и так сойдет?

Швертбот Бриз во время реконструкции

В общем, надо делать новый степс, обеспечивающий завал мачты.

Пень был нами несколько облагорожен стеклопластиком. Исходя из размеров пня и мачты, я нарисовал чертежик. Спасибо разработчикам LibreCad — я получил большое удовольствие от работы с этой free&opensource программой!

Итак, степс будет сделан из 5-миллиметрового листа нержавейки:

Чертеж мачтового степса для швертбота

Чертеж убедительно дает понять, что для изготовления такой детали необходимы следующие три услуги: резка, гибка и сварка нержавеющей стали. В процессе поиска, выяснилось, что в Санкт-Петербурге существует фирма с внезапно именно таким названием (не реклама)) Фирма предлагала лазерный раскрой, гибку и аргоновую сварку, также у них можно было приобрести нержавейку, правда только AISI-304. Но для нас, бороздящих просторы пресноводной Ладоги, и этого сорта вполне достаточно.

Мне был предложены вполне резонные условия: 7500 рублей и 3 рабочих дня, что и было реализовано. К слову сказать, какие только варианты я не получил в других местах: в одной конторе мне предложили сделать этот степс за 75000 руб (семьдесят пять тысяч рублей, Карл!!!) и месяц (!!) работы. Я спросил их, не ошиблись ли они ноликом, но ответа не последовало. А еще отмечу, что на письма с чертежом и заказом на изготовление мне ответили менее 10% вполне профильных организаций — конечно, кому сейчас деньги нужны…

Степс готов и он прекрасен:

Мачтовый степс для швертбота Бриз, нержавеющая сталь

Полировать я его не стал. Мачта, в конце концов, внешне тоже далеко не идеальна — один нехороший человек вымазал ее гелькоутом, удалять который придется механически и это тоже не добавит красоты.

Но вид и так вполне ок, а главное — надежно, крепко, функционально!

Мачтовый степс для швертбота Бриз - внешний вид

Остается добавить, что при постановке/уборке мачты, главной опасностью является опасность завалить мачту вбок из-за крена или порыва ветра. Члены экипажа, удерживающие ванты в процессе операции должны быть предельно внимательны — уронить мачту вбок довольно легко, последствия же катастрофичны. У этой проблемы давно уже существует решение - завести ванты в точки, лежащие на оси подъема мачты, таким образом натяжение вант останется одинаковым на протяжении всего подъема/спуска и мачта останется зафиксирована в диаметральной плоскости судна. Я тоже не удержался от соблазна сделать такую систему, и теперь для операций с мачтой достаточно даже двух человек.

Завал мачты на шветрботе Бриз

 

Категория блога: