Разбитый навигатор

Было это в 2009-м году, когда ваш покорный слуга только начинал свою карьеру капитана парусной яхты. Впервые в жизни ступив на борт яхты в 2001-м, отучившись и получив первый яхтенный диплом в 2007-м, уже осенью 2008-го года я прошел стажировку на Ладоге и на следующий год заступил работать капитаном 27-футового крейсерского катамарана. Кат был потрясающим: легкий и быстроходный, он производил неизгладимое впечатление как на наших туристов, так и на бывалых капитанов крейсерских яхт. Его скорости завидовали сравнимые в размерах гоночные однокорпусные яхты. Он имел неплохую обитаемость, и даже комфорт, отличную мореходность: позволял быстро и безопасно крейсерить по Ладоге в любую погоду, при этом, на нем можно было пройти и по шхерному мелководью, подвытащив шверты и рулевые перья. Его можно было швартовать к пляжу и даже вытаскивать кормой на плоскую скалу, что позволяло комфортнейше сходить на берег. Универсальное судно, отличное сочетание всех качеств, одним словом — Мечта! Он так и назывался.

Катамаран Мечта-2, любимая стоянка, любимый метод швартовки. К слову, на этом самом месте мы перенесли знаменитый ночной шквал 2010 годаКатамаран Мечта-2, любимая стоянка, любимый метод швартовки. К слову, на этом самом месте мы перенесли знаменитый ночной шквал 2010 года

Это был мой первый опыт самостоятельного судовождения, и хоть я и чувствовал себя довольно уверенно после сдачи на диплом рулевого, и за спиной была Школа (много лет в экипажах разных яхт), тем не менее, некоторая дрожь в коленках присутствовала =) И вот я вышел в свой первый самостоятельный поход.

Поход прошел вполне хорошо. Кроме одной проблемы: я разбил штатный хозяйский навигатор. Уронил случайно на палубу, и раз — минус дисплей. Поначалу, я не придал этому особого значения — ну заменю наверное как-нибудь… однако выяснилось, что приборы фирмы Magellan легально в страну не ввозились, официальный сервис отсутствовал, а в других не было запчастей. Купить новый навигатор такого класса (цветной дисплей и карты) мне было не по карману — в то время они стоили каких-то запредельных денег…

Мне ничего не оставалось, как написать объявление на пару профильных форумов, о том, что я ищу эту модель с целым дисплеем и например дохлой платой. Забегая вперед, скажу, что это в конце концов сработало, но это было уже весной и он отнес ёлку обратно в лес но уже в самом конце навигации.

Таким образом, я остался без навигационных приборов вообще, а впереди был длинный и насыщенный сезон. Единственным доступным вариантом GPS-навигатора для меня стал простейший прибор с циферками, который я одалживал на выходы. А циферки это совсем не то же самое, что картплоттер, отображающий сразу все на карте. Циферки надо еще нанести на бумажную карту. Разумеется, этой магией я владел. Но, к сожалению, на вверенном мне судне, штурманский стол, на котором можно было бы комфортно работать с бумажными картами, практически отсутствовал. Ну, то есть он был, но такой, почти бесполезный, учебный, как учебная граната. Да и находился он в каюте, а передать руль мне было некому.

Работа штурмана на нашем катамаране. На траверзе остров Валаам.Работа штурмана на нашем катамаране. На траверзе остров Валаам.

Пришлось мне осваивать штурманскую работу не бросая руль. Вместо параллельной линейки я загибал край карты, а чем я заменил измеритель я вообще промолчу. В некотором приближении это работало, но конечно и неточно и очень неудобно. И я начал работать с пеленгами, которые брал с помощью имевшегося на борту бинокля со встроенным пеленгатором. В режиме "строго на глаз" это оказалось намного актуальнее, чем циферки из прибора. В Северо-западной части Ладожского озера хватает ориентиров — островов Западного и Валаамского архипелагов, а также приметных высот на береговой линии. GPS таким образом можно было включать намного реже, заранее определяя по карте линии положения, выйдя на которые требовался контроль по прибору.

Со временем работа с пеленгами стала ненапряжной и механической как переключение скоростей на авто с ручной коробкой. Вошло в привычку думать сильно наперед, просчитывая каждую следующую ситуацию… Знал бы я как мне все это впоследствии пригодится!

Осенью, по-моему, уже после закрытия навигации, мне написал на форуме человек, готовый продать мне Magellan с неработающей платой по вполне приемлемой цене. Прибор был куплен, из двух дохлых я собрал один работающий, и…

Больше я его не включал. Ни на следующий год, ни впоследствии. Ну то есть включал, может быть пару раз за всю навигацию — настолько хорошо я уже знал наш район и настолько привык ориентироваться визуально, что необходимость в навигаторе почти пропала. Я включал его только в тумане.

Лет через пять мне довелось проверить свои умения в незнакомом мне и весьма сложном в навигационном отношении районе — в шхерах Финского залива, примерно между Порвоо и Хельсинками. Мы шли на 40-футовой яхте "Клеопатра" со знакомыми финнами, я стоял на руле. Передо мной сидел капитан, моряк старой закалки, он глядел в бумажный атлас и давал мне указания. Погода была довольно бодрой, мы неслись больше 8-ми узлов в лавировку меж огромного количества островов, луд и просто камней. Я настолько был занят эффективной лавировкой, что не особо понимал где мы находимся, да и не придавал этому значения — ведь контролировал ситуацию капитан… но в один прекрасный момент он сказал мне: Всё, рулить каждый дурак может — меняемся местами! Вручил мне атлас и все тот же бинокль с пеленгатором, а сам встал на руль.

Я глянул в атлас и у меня вскипел мозг! После глубоководной Ладоги, где в открытом море навигационных опасностей вообще почти нет, а в шхерах камни можно считать по пальцам одной руки, финские шхеры были просто адом! Атлас напоминал борщ из десятков островов, сотен знаков и тысяч камней. Мы неслись, мозг выкипал, а мне нужно было для начала хотя бы обсервироваться — понять наше местоположение, и затем вести лодку дальше. Но все же я сориентировался и вел лодку следующие часа два, пока не мы не уперлись в ворота узкого пролива, где лавироваться было просто негде, а ветер был точно в морду. Мы приняли решение перейти на мотор и дальнейшее плавание проходило по характерному для Финляндии отлично обставленному фарватеру. Точно скажу: если бы не описанная выше практика, я бы не справился. Это была отличная "проверка на вшивость".

Мораль

Если бы я тогда не разбил свой навигатор, то так бы и ходил всю оставшуюся жизнь уткнувшись носом в прибор, и был бы без него беспомощен. Правильно говорят: нет худа без добра.

Клеопатра у причала в финских шхерах

Клеопатра у причала в финских шхерах

Категория блога: